Татьяна Фролова (t61) wrote in knam,
Татьяна Фролова
t61
knam

Володя Смирнов, саунд-художник, в театре со дня основания

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Оператор-официант
Владимир Смирнов рассказал нам о том, как можно увидеть звук, а также поделился некоторыми профессиональными секретами
В мире много профессий. Хороших и разных. Есть слесари, сварщики, юристы, шофёры, актёры, операторы машинного доения, а есть люди, которые отвечают за то, что мы с вами слышим.
Они тоже операторы, только звуковые. Один из самых опытных и известных звукооператоров нашего города – Владимир Смирнов. Именно с ним мы решили поговорить о том, чего никто не видит, но без чего наша жизнь была бы совсем неполной. Речь идёт о звуке.
– Когда пришло понимание того, что окружающие слышат хуже, чем Вы?
– Все слышат одинаково хорошо, просто многие не придают значения тому, что слышат. Однако если провести с человеком определённую тренировку, сказать: «Ты вот здесь послушай», то он обязательно услышит и поймёт. Это также как смотреть живопись и оставаться равнодушным. Все же видят одинаково. Я не знаю, как правильно классифицировать мою профессию «по науке», но я считаю, что я больше звукооператор, чем звукорежиссёр. Режиссёр – это изобретатель. А я всегда занимаюсь тем, что я пытаюсь правильно подать звук. То есть, я – официант. Готовит его кто-то другой. На мой взгляд, звук должен быть круглым. Он не должен быть вогнутым, он должен быть объёмным…
– Для того чтобы придать звуку форму, его нужно видеть. Я ошибаюсь?
– Когда будете на каком-нибудь концерте, попробуйте себе представить, вогнутый вы звук слышите или выпуклый. Если ещё проще объяснить… Вот, сидим мы в зале. Что-то заиграло, и мы сразу понимаем, что вот там-то стоит колонка. Это плохой звук. Его нужно подать так, чтобы не было понятно, где находится источник, чтобы у него не было локализации, чтобы звук создавал «атмосферу». В этом заключается работа хорошего звукооператора. Это сродни работе художника, дизайнера, звукооператора даже можно назвать дизайнером звука – саунд-дизайнером.
– Как давно Вы работаете со звуком?
– Мне сейчас 36 лет. Начинал я более 20-ти лет назад, что самое забавное, с великими музыкантами-джазменами: Лисиным, например… они сейчас живут и работают в Москве…
– У журналистов, театралов, музыкантов почти всегда есть известные кумиры. Звукооператоров никто и никогда не видит. У Вас есть какие-то кумиры?
– Получается, что эти «невидимые люди» настолько невидимы, что даже я их не знаю. Просто когда слушаешь музыку, понимаешь, что её делал какой-то человек, но дальше этого не уходит.
– На городских мероприятиях всегда очень хорошо слышно музыку, но никогда не слышно вокала. Кто или что этому виной: звукооператор, техника или сами музыканты?
– Я считаю, что виновата техника, в первую очередь, а уже во вторую – звукооператор. Примеряя ситуацию к себе, могу сказать, что вина звукооператора заключается в том, что когда я стараюсь подать звук, то я стараюсь сделать его круглым. Зачастую просто не хватает мощности аппаратуры, чтобы «подать» вокал. Эту ситуацию можно легко исправить: вокал можно оставить «на месте», а всё остальное можно сделать тише. Но в данном случае звук становится таким неинтересным… Здесь нельзя обойти применяемые термины. Что такое концерт? Это такое действо, какое нельзя устроить дома. Звуковая плотность на концерте должна быть очень хорошей, чтобы человек мог почувствовать кайф от звука. Громче – это не то слово. Звук должен быть лучше. При достижении необходимой плотности вокал обычно смазывается, он становится лишь одним из инструментов, часть общей музыкальной композиции. При этом, очень много зависит от вокалиста.
– Какая работа у Вас вызывает наибольшую гордость?
– Я горжусь любыми работами, которые сделаны для театра «КнАМ». Когда речь идёт о критике спектаклей, никто не говорит о звуке. Это лучший комплимент, это значит, что он так органично вписался в действо, что его никто не отделяет от того, что видит на сцене. Из концертных работ гордость вызывает работа над выступлением Нильда Фернандеса и Алекс Бэнда.
– Я знаю, что у Вас есть опыт работы за границей. Там Вам никто не предлагал остаться работать?
– Нет, открыто никто не предлагал, но в Германии звукотехники переговаривались, указывали на меня пальцами… Мы ездили туда с КнАМом… У капиталистов очень чётко разводятся понятия «звукотехник», «звукорежиссёр», «звукооператор». Здесь мы привыкли всё сами: провода подтаскивать, подключать, звук проверять… А в Германии мы подключали звуковое оборудование по нашему заказу. Его привезли и подключали немецкие техники. Мне дали пульт и сказали: «Садись, работай». Я включил, говорю: «Меня не устраивает звук». Они говорят, что это всё, на что способна техника. Тогда я попросил разрешения самостоятельно настроить их аппаратуру. «Нет, нет, что Вы, у нас так никто не работает». Тогда я просто стоял над их специалистами и говорил, в какую сторону и как крутить все эти ручки… Взял за основу циферблат часов и началось: «Эту ручку на столько часов, эту ручку – на столько…». После того, как аппаратуру включили, немцы удивились, они не знали, что их техника на это способна и остальные коллективы потом говорили, чтобы им оставили настройки «как у русских».
– Если бы такое предложение о работе поступило из заграницы, на каких условиях оно было бы принято?
– Скажем так, на сегодняшний день, оно было бы принято. Раньше я даже и не думал об этом, но сегодня от этого города устал даже я. Здесь нет материала. Не с чем работать. Мне всегда нравилось работать с музыкантами… А сегодня они все, кто более-менее талантлив, разъезжаются…
– Спасибо, Владимир, за интересную беседу. Надеюсь, что теперь многие наши читатели узнают о звуке и о звукооператорах намного больше, чем знали до сих пор.
Кирилл Маковеев "Наш город"
Tags: Владимир Смирнов, интервью, пресса
Subscribe

  • ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА

    социокультурный проект Проект ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА предполагает проведение культурно-просветительских событий, концертов и творческих вечеров в…

  • премьера

    Премьера документального спектакля Я ЕЩЕ НЕ НАЧИНАЛ(А) ЖИТЬ состоялась 15 мюля. комсити (фото) : http://www.komcity.ru/forum/news/add/?id=27029…

  • Ван Гог

    В четверг при полном зале прошла лекция Юлии Барбутько о Винсенте Ван Гоге вот некоторые отзывы, пришедшие к Юле после лекции, она любезно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments