tatgen (tatgen) wrote in knam,
tatgen
tatgen
knam

Category:

Оренов, Фролова, Ком-со-мольск

ПРИМЕРКА ФРАКА. КОМСОМОЛЬСК.

 

Фрак  - вечерний мужской костюм  для особенных выходов – (например, в театр). Покрой его не совсем обычен: короткий спереди и с длинными фалдами сзади (Словарь иностранных слов).

 

 

он ПОЛАГАЕТ, ЧТО ФРАК нам еще понадобится

Он – автор и ведущий  передачи о театре «Фрак народа».

Он не был в Комсомольске почти 30 лет.
Он не считает, что  все, что идет на сцене, — это театр.

ВЛАДИМИР ОРЕНОВ  - театральный критик.

Лауреат премии «ТЭФИ», главный режиссер Студии “Команда – 2” (РТР), лауреат премии театральных критиков имени Кугеля, заместитель главного редактора журнала «Театральная жизнь», профессор Российского Государственного Гуманитарного Университета, Заслуженный деятель культуры Польши (звание получено за несколько фильмов о польском театре, созданных совместно с Анжеем Вайдой). А так же - постоянный член жюри множества театральных фестивалей, в том числе и фестиваля «Золотая маска». Кроме того, Оренов известен и как режиссер, поставивший более десяти спектаклей в ведущих театрах России. А сейчас Владимир Борисович, по приглашению краевого театра музыкальной комедии, готовит мартовскую премьеру в Хабаровске и является председателем жюри фестиваля «Звезды Дальневосточной сцены-2007».

 

Именно по этому поводу нынче он, попивая зеленый чай,  отсматривает в КнАМе  премьеры последнего сезона – «9» и «Сухобезводное».  А мы с Таней Фроловой,  затаив дыхание, следим за выражением его лица. Выражение хорошее, заинтересованное…

 

Как-то прокомментируете «Сухобезводное», Владимир Борисович? – спрашиваю сразу после просмотра, - многие отмечают жесткость, даже жестокость, и затронутой темы, и ее трактовки.

  Напротив, я отмечаю женственность,  чувственность и даже легкую сентиментальность… Сходу трудно сформулировать подробный анализ, серьезные вещи требует продолжительных размышлений. Но впечатление очень сильное.

— Ваша программа «Фрак народа», буквально культовая для всех театралов страны, больше не выходит в эфир. Отчего?

— Я сделал 100 фильмов. На протяжении 13 лет ежемесячно выпускать программу очень тяжело. Так долго невозможно оставаться в одном формате. А теперь «Фрак народа» закупают США, Израиль и Германия, оттуда часто звонят знакомые, мол, только что посмотрели твою передачу. Сегодня делаю спецпроект на том же канале «Культура» - фильмы из цикла «Больше чем любовь» о режиссере Эфросе, критике Крымовой, об Александре Вампилове и любовных историях их жизни. Планируем мы  создать и публицистическую, острую программу о театре. Нам почему-то кажется, что политика, эта гадость, интересна всем, а театралы - аудитория слишком маленькая, чтобы здесь обсуждать проблемы.… Но когда  не хватает острой публицистики,  возникает ощущение, что в рамках театрального процесса все равны, и всё в порядке.

- На самом деле не так? И что вообще сегодня происходит с российским театром?
- Ничего особенного не происходит. В этом и парадокс: жизнь изменилась круто, а в театре по-прежнему:  есть правда и ложь, есть притворство и подлинность, по-прежнему остается мастерство и наяву - его отсутствие. Все это было всегда, так как театр вечен, это старейшее из искусств. Но без открытой полемики, в обстановке общей благостности,

фигурами становятся те, кто фигурами не является. А раз им никто этого не говорит, в том числе и ТВ программы о театре, - они начинают суетиться, создавая свое место в истории театра сами.

Почему вы откликнулись на приглашение ставить спектакль на другом конце страны, в Хабаровске, в глубокой провинции?

— Мне интересно работать здесь. Сегодня Дальний Восток для меня не провинция, а место, где всегда светит яркое солнце. В отличие от пасмурной, вечно  серой Москвы.

Вообще, Дальний Восток – важная часть моей судьбы. После окончания ГИТИСа меня направили сюда куратором дальневосточных театров по линии ВТО. И я, в возрасте чуть за двадцать, шесть лет подряд летал сюда через всю страну.  Я подсчитал, нынче было мое 242-самолетное прибытие в Хабаровск. Столько перелетов я совершил. Предложений получаю много, по всей стране, но Дальнему Востоку отдал предпочтение. Так  захотелось вернуться в город, где я когда-то был юн, счастлив, а чтобы скрывать свой возраст, отпускал бороду.

— Насколько изменился Комсомольск?

  Когда-то я его считал вторым по уродливости городом России, после  Димитровграда. Красивые дома на центральных проспектах, например,  были тогда обшарпаны, разбиты и убоги, страна была нищей и темной. Сейчас я город не узнал, он стал современным. В нем появилось что-то разумное. На проспекте Ленина (для москвичей такие названия звучат уже более чем странно) – дома замечательно отреставрированы. Страна стала светлой, и в Комсомольске посветлело. Хотя меня огорчило количество разбитых бутылок у памятного камня на набережной…

  А что касается Комсомольска театрального...?

Зритель по-прежнему здесь наивный, доверчивый, неискушенный. С нормальными человеческими достоинствами и пороками. Люди, которых волнует все то, что и всегда – любовь, смерть, во что верить, и что делать, когда верить не во что. Помню время, когда здесь был театр – приживала, в клубе  обитал. Сейчас, в обновленном городе – достойное здание, мало в каких городах такие есть. Театр теперь не один, коллективы идут совершенно разными путями, живут, и дышат, и работают, и выглядят прилично. Есть КнАМ  – театр, который работает как современный европейский театр. Есть также театр, который занимается детьми. Это чудесно, и так вдохновляет. Я согласен с тем, что и пессимисты, и оптимисты закончат одинаково, так уж лучше, веселее и полезнее быть оптимистом.

  А максималистом?  Вы не считаете, что театр безнадежно устарел, и надо кардинально менять буквально все?

 Нет, я не согласен с тем, что современный театр должен возникнуть на руинах прежнего. Нет, у настоящего театра  нет отправной точки и не видно финальной, потому что театр - это всегда многоточие...

 

 

ОНА УВЕРЕНА, ЧТО ФАЛДЫ  ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПЕРЕДИ

Она ненавидит традиционный театр до тошноты.

Она убеждена, что развлекательный театр  сегодня – это преступление.

Она живет в Комсомольске всю жизнь, и  ей нравится.

Татьяна  ФРОЛОВАрежиссер  театра КнАМ.

Двадцать один год исполнился недавно коллективу театра, это значит, Татьяне было всего 24 года, когда она его организовала. Впрочем, проявила она себя незаурядной личностью много раньше, еще в институте, где ее курсовые работы всегда становились событием. Сакральное число 9 – неизменное для  состава труппы, в которую входят теперь, и всегда входили актеры, для которых авангардный театр является единственно возможным  стилем жизни. Все она дальневосточники, коренные комсомольчане, живущие здесь всю жизнь, лишь изредка отлучаясь то в Париж, то в Лиссабон, То в Нанси, то в Москву. То в Германию, то в Италию, на самых престижных зарубежных и российских фестивалях достойно представляя современное театральное искусство России. Премия Президента РФ за достижения в области театрального искусства – формальность, конечно. Но приятно.

Театр КнАМ отличается от других  театров.  Чем? Всем. Здесь все старые театральные правила, вместе с пылью кулис, летят вверх тормашками, освобождая место искренне бескорыстному творческому процессу. Здесь свято следуют своим собственным традициям полного погружения в материал, концентрации на теме исследования и созданию уникального образа каждой постановки. Здесь ничего не делается наскоро, впопыхах, или небрежно. Каждый жест, интонация или мизансцена оттачивается порой годами - тщательно и филигранно. Материал глубоко исследуется, коллектив совершает дерзкие творческие командировки в места, где разворачиваются события будущего спектакля. Делали спектакль по Достоевскому – ездили в Питер, запрокидывали головы в колодцах питерских дворов. Действие происходит в Сухобезводном – отправляются туда, в поселок Нижегородской области, гиблое место бывшего Гулага. Так актеры погружаются в контекст. Результат этой кропотливой работы – выход за пределы привычных представлений о театре. Может быть, поэтому спектакли театра КнАМ никогда не оставляют никого равнодушным – либо восхищаются глубиной раскрытия темы и оригинальностью подачи, либо клянут последними словами. КнАМ – это всегда неудобно, некомфортно, тревожно. Здесь нет красивых богатых костюмов, нет сусальных  героев, гламурных персонажей и прочих куртуазностей. Зато нет и фальши. Есть боль за современного человека, есть  сильные чувства, вплоть до настоящих  потрясений и прозрений.  Не помню уже, кто сказал: «в театр КнАМ надо идти для очеловечивания»…

Пять вечеров – пять аншлагов в хабаровском  Театре Юного Зрителя, где проходили гастрольные спектакли авангардного театра из Комсомольска.  Впервые, на двадцать втором году  напряженной работы, у театра появилась, наконец, возможность вывезти в столицу края сразу пять спектаклей. Это были: «Превращения», по повести Франца Кафки, документальный спектакль «Моя Мама», «Достоевский. Черновик» по малоизвестному рассказу  Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека», созданный в содружестве с заслуженным артистом России Леонидом Мозговым (Санкт-Петербург). А также  премьера сезона – спектакль по современной автобиографической пьесе Ольги Погодиной из Петербурга «Сухобезводное».

«Первые гастроли на родине» - так сами кнамовцы  называют это событие, организованное при поддержке ВНЕШТОРГБАНКА.

- Татьяна, вы удовлетворены гастролями? Как вас принимал хабаровский зритель?

- Хорошо, нам понравилось. Люди подходили прямо  на улицах и просили автографы…. Я с жадностью всматривалась в эти глаза и пыталась запомнить своего зрителя - глаза широко открыты и доверчивы. Испытываю чувство огромной нежности к этим людям, сжимается сердце от любви к ним. А еще  хочу сказать про тех, кто в наше жестокое время способен бескорыстно помогать, и даже устраивать нам гастроли! Огромнейшая благодарность Внешторгбанку за этот шанс во всей полноте показать искусство КнАМа в Хабаровске.

- Это правда, что вы дали обет – никогда не ставить комедий?

- Как сказал Годар - «Человечество делится на два типа – на тех, кто сосредоточен. И на тех, кто ждет, чтобы его развлекали». Так вот, мы работаем для первых.  И потом. Мы бы, наверное, просто не смогли. Актеры КнАМа не могут легко играть. Мы сильны в серьезе.

- Пожалуй, придется не согласиться, Таня. Мое глубокое убеждение:  актеры КнАМа  смогут все, если вы поставите им задачу. Хотя, все же, в жанре комедии, наверное, труднее добиться такого социально значимого эффекта, как в «Сухобезводном»?

- Партнером этого проекта в афише обозначено Министерство культуры Хабаровского края и Союз театральных деятелей. Мы сделали спектакль, но денег от государства так и не дождались – и это еще одно подтверждение того, что театр КнАМ некомфортен для власти. Я не знаю, что с этим делать. От брошенного в воду камня во все стороны расходятся волны, если бы не было камня - не было бы и волн! Камень нарушает спокойный сон… Единственное, что я знаю точно. Мы будем продолжать бросать этот камень. И я уверена, нас поймут.

- До нас дошли уже слухи, что понимающего народу было много…

- О, да. Если честно, мы не ожидали такого ажиотажа, корзин с цветами... Мы скромно рассчитывали хотя бы на треть зала. Билетов каждый вечер не хватало, хотя зал в 150 просто огромен для нашего крохотного театра... Народу было так много, что я даже насторожилась – может, мы уже не авангард? Может, мы уже попса?

…И тут господин Оренов, отпив из большой уютной кружки зеленого чайку,  со смехом цитирует чью-то остроту, обращаясь к Фроловой:

- «Авангард, авангард….Когда же подтянутся основные части???»  Танюш, как думаешь, может, это они и есть?

Tags: «Достоевский. Черновик», «Моя мама», «Превращения», «Сухобезводное», Владимир Оренов, Ольга Погодина, Татьяна Фролова, Татьяна Чанова, Ф. М. Достоевский, Франц Кафка, гастроли, интервью, интервью Фроловой, критики, отзывы, пресса
Subscribe

  • FIND

    20, 21 марта спектакль Моя Маленькая Антарктида в рамках фестиваля (Берлин, Шаубюне)…

  • встреча на радио2

  • премьера фильма Марины Кузьминой

    5 апреля в театре КнАМ состоялась премьера документального фильма Марины Александровны Кузьминой и Меринова Владимира Алексеевича…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment