Татьяна Фролова (t61) wrote in knam,
Татьяна Фролова
t61
knam

Categories:

интервью еженедельнику "Наш город"


  1. Расскажите, как появился проект «Поколение гордости и славы?». Является ли он Вашей задумкой или у него есть прототип?


Наверное, корни документального спектакля «Поколение...» лежат в документальном спектакле «Течет река», тогда мне хотелось сделать большую серию и вывести на сцену комсомольчан — столкнуть два поколения — родившихся в конце 30-х и в начале 90-х. Понять в чем причина апатичности сегодняшней молодежи (я говорю про массовое явление) при таком энтузиазме старшего поколения. Тогда, в 2011 я сделала ряд интервью с людьми в возрасте и была поражена тому, что старшее поколение хранило молчание о своей истории, потому что это было очень опасно тогда. Результатом стал перформанс для библионочи в библиотеке Островского «Помнить, чтобы не повторить!» , который мы осуществили с волонтерами и сыграли только один раз. Многие молодые зрители говорили тогда, что они потрясены, они не знали ничего о трагической истории города и что после перформанса они стали любить наш город сильнее. Эта мысль мне показалась интересной – открылся смысл патриотизма – ведь что такое патриотизм? Это Любовь! А чтобы любить – нужно глубже узнать, точнее – почувствовать. http://knam.livejournal.com/112746.html

Я тогда сделала 6-минутный фильм о городе



на съемки и монтаж которого ушло несколько месяцев. Собственно, именно с создания этого фильма и зародилась идея создать некую летопись неофициальной истории города, через судьбы реальных людей, живущих среди нас. Идея была настолько очевидной и прекрасной, она так мной овладела, что мы сделали видеоинсталляцию к дню города 2012 «Синема в окнах» http://knam.livejournal.com/115302.html

а спустя два года на сцене театра КнАМ вы увидели результат этой длительной и кропотливой работы.


Что касается прототипа или шаблона — за годы существования театра КнАМ (28 лет поисков) мы настолько уже привыкли создавать нечто своё, отталкиваясь от всего мирового наследия, что можно смело сказать — подобного шаблона (прототипа) я не знаю. Может быть, именно это обстоятельство решило в пользу приглашения спектакля на "Золотую маску" 2014 года — московские критики такого никогда не видели, что-то их тронуло во всей этой истории.


  1. В спектакле приняли участие 5 героев. Расскажите, как Вы познакомились с этими людьми, и почему именно они сыграли роли в постановке?


Это всё люди, которые сами откликнулись на наш призыв воссоздать неофициальную историю города. Это не я их нашла, это они сами позвонили мне в театр, мы поговорили, потом я неоднократно приходила к ним домой, процесс длился долго, я очень полюбила этих людей, теперь они мне как очень близкие родственники. Единственно, что пришлось сделать – ограничить количество участников, так как нам не хотелось говорить вскользь о каждом, нам нужно было погружение в судьбу, в место героя – мы ведь ездили в те места, где жили наши герои, хотя многих домов уже нет, но есть места, где они провели детство или юность. Мы исследовали много фотоархивов, как личных, так и города. В этом мне очень помогла библиотека Островского и лично Кошелевская Лидия Ивановна. Итак, участников решили сделать только пять (те, кто первые позвонили), но остался еще материал и есть много людей, которые готовы участвовать в новом проекте — так, в январе 2013 к этой работе подключилсяОтдел социальной поддержки населения по Центральному округу и лично начальник отдела Ольга Михайловна Рузмайкина, а в марте подключился городской совет ветеранов и лично Зоя Абрамовна Андреева. Так что возникла идея уже тогда — создать второй спектакль «Поколение гордости и славы. Продолжение»


  1. Как Вы определите жанр Вашего спектакля?


Документальный спектакль. Да, не скрою, это редкий гость на сценах России. Но с некоторого времени деятельность КнАМа влияет на многие театры — вот уже даже и в Хабаровске появляются первые ласточки документа на сцене. Это очень-очень радует!


  1. Постановка состояла из нескольких частей, расскажите о каждой из них.


Это было пять частей, пять судеб:

Людмила Сидоровна Жужгина,

Софья Павловна Орешко,

Владимир Ильич Сутнёв

Нина Александровна Лобанова

Евгений Николаевич Хорошилов

http://knam.livejournal.com/148646.html


  1. Менялся ли замысел в процессе работы? Чего зрители, возможно, не увидели?


Ну конечно, менялся...Знаете, самое жалкое для меня – это резать. Ведь нужно из трех-четырех часов сделать максимум 6-7 минут! И в эти минуты уместить всю жизнь человека! Представляете, сколько предстоит отправить в корзину? А ведь история — это детали, это звуки и запахи того времени, ну как возможно вместить 87 лет жизни в семь минут! Но закон сцены — показывать только то, что движет сюжет, слишком много деталей — и всё, зритель отключится...Чтобы этого не произошло — нужно большое мастерство. Я счастлива, что смогла пройти по лезвию бритвы, я счастлива, что удалось выйти на новый язык театра, я очень благодарна судьбе за эти встречи!


  1. Расскажите, как прошла премьера? Всё ли получилось, как было задумано? Как проект восприняли зрители?


Премьера для меня была сплошным счастьем. Я была очень рада, что мы собрали этих людей в маленьком зале театра, что к ним был такой большой интерес прессы. Даже телевидение Губерния и сама Анна Рожковская приехали снимать большой репортаж о премьере. А как трогательно волновались наши герои! Как мои любимые женщины выбирали себе наряды и красили губы — ведь это такое счастье видеть их помолодевшими и с сияющими улыбками героев дня! Был один интересный случай — после премьеры телевизионщики повезли Нину Александровну Лобанову на берег Амура брать интервью, и вдруг пошел дождь! Так Нина Александровна, 87-летняя женщина, нисколько не испугалась и просила продолжить съемку. Какое счастье смотреть сейчас этот репортаж! По возвращении из Швейцарии я позвонила Владимиру Ильичу Сутнёву и сообщила о «Золотой маске» и поездке спектакля в Москву, так он так растрогался, что даже заплакал...Вы понимаете? Арт вышел за пределы театра, он начал менять жизнь — это самое ценное для меня в этой истории. А отзывы -их много, люди пишут в интернете о спектакле, присылают мне письма, очень благодарят...

«... Никогда не знала, что мой город строили заключеные. Заключеные, которые говорили на хорошем русском языке, ставили и играли спектакли в местном театре, организовывали поэтические вечера...»

«В конце спектакля на сцену вышли 5 молодых ребят, у которых прежде Татьяна Фролова, руководитель и режиссер театра, взяла интервью на памятных для старшего поколения местах города. Что они чувствуют? Что есть для них город? Как они ощущают себя здесь и сейчас сегодня?Мурашки по коже бежали от их слов, если честно...
- Я себя чувствую плохо. Как будто меня используют. Выкачивают из меня силы, мозги, полезные ископаемые... Я будто выжатый лимон, который еще продолжают выжимать..»

« Когда страну разрушил Гитлер, это было понятно. Это можно было пережить. И мы это пережили. Принять и пережить то, что твой город, твоя страна разрушены не внешним врагом, а внутренним, невозможно.»

«спектакль оставил волшебный образ города. Города, каким он должен был стать... Если бы мы его все-таки достроили...»


  1. Как изменилась жизнь героев спектакля после премьеры? Увидят ли комсомольчане этот спектакль вновь?


Я не анализировала, как именно повлиял спектакль на сегодняшнюю жизнь героев, это отдельная тема, достойная исследования журналистов. Одно могу сказать точно — произошла некая реабилитация людей старшего поколения. Они почувствовали себя важными и нужными обществу, молодым. Я перед Новым годом была в гостях у Софьи Павловны Орешко, так она с такими горящими глазами рассказывала о том, что сейчас ее узнают на улицах, потому что люди читали газеты, она, смеясь, сказала мне- «Ну вот, Танюша, сделала ты из меня звезду на старости лет», и видно было, что это не просто слова — она, перенёсшая уже два инфаркта — реально получила то внимание, которого ее жизнь достойна, которое на мой взгляд, лучший витамин для жизни. Восстановить достоинство людей, напомнить им о недаром прожитой жизни, поблагодарить их за труд, благодаря которому мы имеем сейчас такой трогательный город — вот задача, с которой мы все справились.


  1. Известно, что спектакль номинировали на «Золотую маску». Насколько престижной является эта награда, и каким образом проходил отбор?


Отбор был очень жёстким. Ну представьте — сотни театров по всей России, и вдруг — спектакль Комсомольска-на-Амуре попадает в номинанты «Новая пьеса»! Понимаете? Критики оценили новизну документальной драматургии, решение сообщили мне в конце декабря. Но, к сожалению, средств на поездку нет... А после наводнения и того факта, что люди потеряли всё – я не имею морального права даже просить что-то у администрации города, у меня не повернется язык даже озвучить это перед мэром! Если случится чудо, если наши зрители смогут собрать необходимую сумму — только в этом случае наши герои смогут сыграть на сцене Москвы и удивить московскую публику.


  1. Пребывая на гастролях за границей, вы сняли похожий фильм про стариков Швейцарии и Франции. Расскажите об этом проекте. Кто стал его героями?


Это тема для отдельного, большого разговора. Единственнное, что можно сказать в рамках этого интервью — у нас был месяц и ежедневно мы встречались с молодыми и старыми людьми, а потом исследовали место, где старым людям было когда-то хорошо. В результате, получился фильм, длящийся 2 часа 15 минут. 18 стариков (9 французов и 9 швейцарцев), 18 молодых людей (9 французов и 9 швейцарцев). Фильм стал эмоциональной «бомбой» для зрителей Франции и Швейцарии, люди благодарили и были сильно впечатлены, говорили, что за такой короткий срок мы сделали невероятную работу, превосходящую все их ожидания. И этот успех я связываю с нашей работой в Комсомольске, с моими героями «Поколения гордости и славы».


  1. Есть ли что-то общее у стариков, работавших на благо города Юности и у стариков, живущих за границей?


Общее — это только время, в которое они жили. Но всё остальное — совершенно другое. Знаете, это как будто две планеты – жизнь стариков в России и жизнь стариков в Европе. В 87 лет они еще полны сил и сексуальности, ходят на митинги и в театры, а в 95 лет они еще летают в разные страны, путешествуют и смеются. Они там счастливы. Здесь — большая редкость встретить счастливого старика! Здесь очень страшно стареть, потому что уже в 70 лет люди чувствуют свою ненужность и выброшенность из процесса. А главное — глаза...Если смотреть все три страны в один вечер — то вы увидите, что таких печальных глаз нет ни у французов ни у швейцарцев того же возраста! А главное — европейцы имеют достоинство, которое мало кто имеет после 70 лет. Достоинство Человека, к которому прислушиваются и мнение которого уважают. А всё потому, что они не потерпят никакой несправедливости по отношению к себе, они тут же выйдут на митинг, чтобы защитить свои права или законы! Наши же старики социально не активны, у них выкорчевали эту социальность еще в 37 году, выжгли ее страхом смерти...

Мы должны понимать — никто не придет и не сделает! «Народ получает только то, что берет сам» - это сказал еще великий Сократ. Мы должны понять, что ругать власть, сидя у телевизора или монитора компьютера — это непродуктивно! Власть — это те же люди, они способны меняться только если мы сами будем иметь достоинство и желание жить так, как мы хотим.


  1. Какие из иностранных героев особенно Вам запомнились?


Невозможно забыть никого — каждый уникален и открылся так, как мы не ожидали. Но было нечто особенное во встречах с

Лизой Лашеналь, швейцарской актрисой



Lise Lachenal from t61 on Vimeo.

и французским потомственным крестьянином Робертом Трюшоном



эти люди оставили в сердце большой след, мы очень подружились, а Лиза Лашеналь три раза посещала наш спектакль в Женеве! Мы стали частыми гостями в ее большом доме в центре Женевы...


  1. В начале года стало известно, что проект будет продолжен. Есть ли идеи по поводу второго спектакля? Чем он будет отличаться от первого. Когда постановка будет представлена зрителю?


Конечно, идеи уже заполняют мою голову. Хочется сделать что-то уникальное, не похожее на предыдущий спектакль, но понимаю, что в этом проекте самый важный акцент — на героях, на их судьбах. Поэтому уже сейчас готовлю вопросы и думаю о сроках. Мы планируем сделать премьеру спектакля «Поколение гордости и славы. Продолжение» к дню города.

Евгений Киселев, еженедельник "Наш город"

Tags: Там где я есть, Театр+Общество, интервью, интервью Фроловой, история в окнах, история создания Поколение гордости и сл
Subscribe

  • Вечер памяти Алины Волнами

    30 марта в 17 часов состоялся вечер памяти Алины Волнами - поэтессы, музыканта, общественного деятеля культуры фото с вечера…

  • Вечер памяти Андрея Моисеева

    28 марта в 19:00 состоялся концерт памяти Андрея Моисеева Андрей Моисеев, известный в Комсомольске музыкант, гитарист группы…

  • КОНЦЕРТ 8+

    Проект ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА поддержанный грантом Министерства культуры Хабаровского края Анонс…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments